Незабываемая 156-я средняя…

На главную

Как начал служить в штабе, конечно же, мне пришлось иметь кое-какие контакты с средней школой, как и с другими службами, учреждениями, находящимися в гарнизоне.
Думаю, что читателю нетрудно понять: я с трепетом относился к тому, чем жила школа. Мне, призванному из сельской местности, 156-я школа казалась идеальной. Для того времени она была просторной, хорошо оснащенной. Совсем недавно построенное двухэтажное здание (из белого кирпича!), спортивный и актовый залы, множество учебных кабинетов и классных комнат, мастерские, конечно же, привлекали меня здорово. Ведь сам я учился все 10 лет в приспособленном деревянном здании. Начинал работать в аналогичной школе…
А учителя 156-й школы мне казались божественными. Что ни говори, почти все они были из семей военнослужащих. За редким исключением, жены молодых офицеров.
В 1962-63 учебном году были все классы, за исключением выпускного десятого.
Школой руководил директор Николай Васильевич Иванов. Этому человеку было за 30. По специальности - учитель математики, окончивший Псковский педагогический институт им. С.М.Кирова. Впоследствии я узнал, что он институт заканчивал на очном отделении и в зрелом возрасте, хотя и имел определенный опыт учительский работы еще до института. Говорили, что командование части специально его подбирало из числа выпускников института как имеющего жизненный и педагогический опыт. Хорошего семьянина. Возможно, что здесь имело существенное значение и то, что это – уже состоявшийся мужчина, уравновешенный, мудрый человек.
А его жена, Нина Серафимовна Иванова, работала в школе учителем русского языка и литературы.
Учебным процессом руководил завуч. Слово это имело такое значение – заведующий учебной частью. Лишь через несколько лет должность стала называться заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Первым завучем школы была интеллигентная женщина, уважаемая всем населением городка Таисия Иосифовна Крестьянцева, учитель русского языка и литературы. Насколько мне известно, она пришла в школу из Себежского района с богатым педагогическим опытом. Это была, на первый взгляд, хрупкая, миловидная женщина. Весьма уверенная, требовательная, справедливая и заботливая. То есть настоящая хозяйка в школе! Её сын Владимир Филиппенок, как я уже говорил раньше, служил в звании старшего лейтенанта в отделе капитального строительства и заочно получал второе высшее профессиональное образование в Ленинградском строительном институте, что в то время было явлением исключительно редким.
Литературу, кроме Таисии Иосифовны и Нины Серафимовны вела еще и Лилия Иосифовна Захарова, недавняя выпускница Великолукского педагогического института. Молодая девушка, оригинально одевающаяся, с короткими светлыми волосами. Она же вела уроки истории и обществоведения.
Лилия Иосифовна, окончившая двухпрофильный факультет русского языка, литературы и истории, заявить о себе сумела уже тогда, с первых дней работы! Сразу было ясно, что эта учительница – настоящий талант: начитанна, мыслит философски. Со временем Лилия Иосифовна волею судьбы учительницы военного городка уступит литературу другим учителям. Только-только прибывшим в городок и нуждающимся в учебной нагрузке. В последующие же годы в 156-й школе она будет вести только историю и обществоведение.
Скоро появится новый батальонный доктор Юрий Козлов, окончивший Военно-медицинскую академию в Ленинграде, удивительно интересная личность с прекрасной внешностью и внутренним содержанием. И эти два молодых интересных человека создадут новую семью, родят девочку, назовут её Леной. Пройдут свой жизненный путь в военных городках нашего Главного управления. Свободный-21 (Амурская область), Оленегорск-2 (Мурманская область), Брянск-18… Лилия Иосифовна продолжит свой педагогический путь то в качестве учителя истории, то в качестве учителя русского языка и литературы. Педагогическую карьеру она завершит в Брянске-18 в должности директора 167-й средней общеобразовательной школы. А Юра Козлов – в должности начмеда военного госпиталя, в звании подполковника медицинской службы.
Я не раз слышал от бывших учеников Лилии Иосифовны Козловой самые искренние, самые теплые и восторженные воспоминания о ней. За глаза дети будут называть её просто Лилькой! С огромной любовью и уважением… Такие учителя, как Лилия Иосифовна, в жизни увы не так часто встречаются… Таких, как она, обычно называют учителями, «повернутыми лицом к ученику».
Лилия Иосифовна сейчас на заслуженном отдыхе, живет в городе Брянске. А Юры Козлова, к нашему великому сожалению, среди нас нет... Многих Юра спасал от болезней, недугов, смерти, а сберечь себя, как это бывает нередко, не смог… Русский язык и литературу, кроме названных учителей, долгие годы вела и Екатерина Ивановна Комышан, жена начальника лазарета (впоследствии - начальник терапевтического отделения военного госпиталя).
Уроки математики, кроме Николая Васильевича, вела Мария Федоровна Филиппова, жена старшины сверхсрочной службы, проходящего службу в автомобильной базе (войсковая часть 62590). Проживает Мария Федоровна в настоящее время в г. Великие Луки.
Географию преподавала Галина Гафуровна Мугаллимова, жена начальника связи части Мугаллимова Хамита Низиповоча. Она же на тот момент возглавляла вечернюю школу № 177. Химию вела Антонина Фадеева, жена офицера. Английский язык – Эмма Васильева, жена инженера-строителя 8 отдела нашей части.
Долгие годы работала учителем биологии Валентина Васильевна Зюкина, завоевавшая авторитет среди учащихся, родителей и всего населения городка.
Учителями начальных классов были: Андреева Таисия Кузьминична (со временем станет заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе), Боровик Александра Петровна, Медведь Евгения Дмитриевна, Усатая Лариса Павловна, Перепич Евгения Игнатьевна.
Особо хочется выделить еще одного на тот момент молодого учителя, легендарного я бы сказал, Виталия Ивановича Куренкова, недавнего выпускника Великолукского педагогического института.
Виталий Иванович всю свою жизнь проработал в этой школе – школе № 156. И дал путевку в жизнь большому количеству физиков – специалистов, инженеров-исследователей. В последствии он возглавит 156-ую. Правда, не очень долго. Но главное свое слово Виталий Иванович Куренков сказал будучи физиком, учителем физики. Я ненапрасно назвал его «легендарным»! Хотя и его теперь с нами нет, но он жив в сердцах бывших своих учеников! Его помнят. Его искренне любят. И с особой теплотой и благодарностью вспоминают целые поколения выпускников школы! Где ни встретились бы бывшие выпускники Виталия Ивановича, будьте уверенны, обязательно заведут задушевную, ностальгическую беседу о нем…
С годами некоторые учителя волею судьбы жен военных переводились в другие воинские части, а вместо них приходили другие. Со многими из них был я знаком лично. В рамках моих воспоминаний о становлении воинской части и военного городка, к сожалению, обо всех их не напишешь…
В первое время в школе не было учителя немецкого языка. А ученики, которые ранее изучали немецкий язык, были вынуждены обращаться к услугам учительницы вечерней школы Ирины Долгих.
Но со временем в городок прибыла Раиса Ивановна Терещенко, окончившая несколько лет назад Харьковский педагогический институт по специальности немецкий язык. Жена инженера-ядерщика Николая Никитовича Терещенко. Вот тогда-то в школе начинают вести два иностранных языка: английский и немецкий.
Новую энергичную учительницу немецкого языка вскоре заметил директор школы Иванов Николай Васильевич. И Раиса Ивановна станет заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе – вместо Таисии Иосифовны Крестьянцевой, ушедшей на заслуженный отдых.
Не могу сказать точно, сколько лет проработал Николай Васильевич Иванов на посту директора школы. Знаю одно: срок был значительным. Николай Васильевич, не желая оставаться в военном городке навсегда, подыскал себе место в Новгороде и ушел директором школы-интерната – в надежде на получение благоустроенной квартиры в областном центре. И Николая Васильевича, по предложению начальника политического отдела полковника Блинова Петра Александровича, заменит Раиса Ивановна.
К тому времени педагогический коллектив школы уже был относительно стабильным.
Раиса Ивановна была сильным, принципиальным руководителем. С педагогов спрос был как следовало. Она умела по-деловому решить любой вопрос, касающийся интересов учащихся, учителей, учебно-вспомогательного персонала и всех остальных категорий школьных работников. И решать вопросы могла на любом уровне! Она умела добиться поставленной цели для обеспечения нормальной жизнедеятельности школы! Особенностью Раисы Ивановны была проявление чуткого отношения к молодым специалистам. Она умела поддержать их в самый трудный момент и словом, и делом. Авторитет директора как в стенах школы, так и в военном городке был как никогда высок. И достаточно высок!
В период каникул, будь это в период осенних, будь зимних, будь весенних, двери школы были открыты для учащихся с самого утра и до самого позднего вечера – для самых разных возрастных категорий учащихся. «Кипели» спортивные секции, мастерские, библиотека, предметные и музыкальные кружки. Проводились встречи с офицерами, сержантами, солдатами. Использовались все таланты, имеющие отношение к городку, независимо от производственной принадлежности. Весь городок работал на школу, на подрастающее поколение! И самое в этом, на мой взгляд, интересное – явление это воспринималось как само собой разумеющееся. Раиса Ивановна умела просить, убеждать, если потребуется – доказать!
Именно в годы правления школой Раисы Ивановны Терещенко и по её настоянию был открыт Дом пионеров и школьников при местном профсоюзном комитете № 206. В качестве здания использовалась «времянка», построенная как «профсоюзный клуб» - до открытия Гарнизонного Дома офицеров. Внеклассные мероприятия, школьные вечера начали проводиться именно в этом Доме – Доме пионеров и школьников. Там работали кружки: музыкальный, танцевальный, кукольный, кружок художественного чтения. Ребята имели возможность играть в теннис.
В течение четырех лет, с 1973-го по 1977-й год принимал участие в учебно-воспитательном процессе и я. По моей инициативе и по просьбе Раисы Ивановны я организовал для старшеклассников некий филиал Всесоюзной заочной математической школы при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова (ВЗМШ). Это были так называемые группы «Коллективный ученик».
Первый опыт мой начался в 1973-м году с группой из четырех учеников 9 класса. В их числе были: Зубкова Людмила, Малахова Галина, Шаманская Оксана и единственный парень – Плодухин Андрей. Проработал я с ними два учебных года по методическим материалам, подготовленным преподавателями, аспирантами механико-математического факультета МГУ. Периодически в ВЗМШ представляли мы письменные контрольные работы, выполненные членами нашего кружка.
К завершению среднего образования (тогда школа была десятилетней) мы получили свидетельство об успешном завершении программы ВЗМШ, а каждый из перечисленных учащихся – справку. Дело даже и не в справке. Главное было в том, что ребята прошли немалый теоретический курс по вопросам, тесно примыкающим к школьному курсу математики. Трудились над сложными задачами. Решали, мучались, исследовали нетрадиционные задачи, уравнения, неравенства, строили графики сложных элементарных функций. Постепенно учились выражать свои мысли на четком математическом языке. Как устно, так и письменно.
В 1975-м году я набирал уже другой поток. Вновь из числа 9-классников. Контингент был почти 2 раза больше, чем при первом моём опыте. Это – Давыдов Александр, Тихомиров Виктор, Комышан Виктор, Финаев Сергей, Шалагинов Михаил, Борисов Виктор и единственная девчонка – Людмила Григорьева. Работать с ними было намного тяжелее, чем с прежними четырьмя ребятами. Виною всему была так называемая модернизация школьного математического образования под руководством академика Андрея Николаевича Колмогорова.
Во-первых, усложненный теоретический материал с привлечением элементов математической логики, теории множеств, с введением понятий и методов преобразования плоскости (пространства), с применением новой до того времени даже учителям неизвестной символики…
Все эти преобразования в школьном математическом образовании оказались архи сложным для учителей математики и весьма непривычным для них же самих. Я-то этих сложностей на себе не ощущал, поскольку в это время учился заочно на математическом факультете пединститута. А преподаватели всех специальностей в период зимней и летней сессий как бы незаметно втягивали в эту «странную» для учителей-практиков теорию.
Во-вторых, чрезмерное увеличение объема содержания школьной математики при сокращении количества часов на его изучение не позволяло качественно отработать практические навыки учащихся.
А программа заочной математической школы была ориентирована, как и прежде, не на элементы высшей математики (дифференцирование, интегрирование функций и т.д.), а на отработку способов решения нетрадиционных задач с применением знаний из элементарной математики. Действительно, куда же лезть в «высшие материи», не умея решать тригонометрических, логарифмических уравнений и неравенств.
Раиса Ивановна, человек, казалось бы, далекий от математики, прекрасно понимала мои трудности. Подбадривала меня, главное – верила, что всё равно постепенно трудности мы осилим. И её вера в благотворный исход начатого дела подбадривала меня, прибавляла мне сил.
Занимался я с ребятами в субботу, с 15 до 17 часов. К 15.00 школа, уже приведенная в идеальный порядок в смысле чистоты, обычно закрывалась на замок. Вечерние мероприятия, как я сказал выше, проходили в Доме пионеров и школьников. Для проведения занятий я должен был у уборщицы взять ключ от школы и по окончании занятий передать его назначенному школьному работнику.
Но однажды вышел такой казус… В субботу забыл я передать ключ, а в понедельник рано утром уехал на техническую территорию на службу – с ключом от школы...
В понедельник в 8.00 открывается школа, а в 8.15 в каждом классе начинается политинформация. В тот день ни дети, ни взрослые в школьное здание попасть не могли и были вынуждены стоять на улице пока не доставят другой ключ. Взрослые были в растерянности. А дети радовались…
Потом, конечно, школу открыли, но распорядок дня был нарушен. Раиса Ивановна мне ничего не сказала, даже виду не подала, что во всём этом виноват я. Решение было таково: к следующим моим занятиям сделали дубликат ключа от школы и передали мне на постоянное пользование. Таким образом, в течение более чем два года я имел персональный ключ от школы.
Сейчас я думаю и удивляюсь: доверил бы я, директор школы, человеку, который со школой в трудовых отношениях не находится, ключ от школы на такой длительный срок? А это уже вопрос непростой… Но тогда подобные мысли в мою голову даже и не приходили… Молод был я! Молод!
Сейчас я упомянул только тех учителей, которые были первыми в школе № 156. То есть тех, кто «клал первые кирпичи в её фундамент». Как я уже говорил, они постепенно менялись. Например, после отъезда Антонины Фадеевой химию вела Тамара Ивановна Белашова, за ней – Алла Серафимовна Чепайкина. Затем – Тихонова (к сожалению, имя, отчество запамятовал, так как работала она всего один учебный год). А вот пятой по счету учителем химии пришла выпускница Даугавпилского педагогического института Татьяна Рэмовна Неймасова, которая трудится в этой школе по сей день. Татьяна Рэмовна, теперь ежегодно встречает в стенах школы бывших выпускников незабываемой 156-й: офицеров, инженеров, учителей, экономистов, врачей, которых вырастила незабываемая 156-я, специалистов, которые трудятся в самых разных областях народного хозяйства! В сфере культуры, образования, науки…
Я ничего не сказал о таких замечательных учителях, как Галина Алексеевна Непомнящая (Скитович), Тамара Никандровна Елизарова, Нина Петровна Пилипенко, Лидия Сергеевна Шалагинова, Лидия Николаевна Зинакова, Ольга Николаевна Нагорная, Леонид Борисович Еропкин, Вячеслав Николаевич Степанов…
И школа теперь уже не 156-я… Ей не суждено было иметь статус федерального государственного общеобразовательного учреждения… В связи с расформированием войсковой части 42644 школа была передана в местный муниципалитет. И назовут её по другому: Муниципальным общеобразовательным учреждением – Сосновоборской средней общеобразовательной школой…

Р. Гилемханов



Hosted by uCoz