Ах, какие замечательные люди встречались в жизни!..
И передать это просто невозможно!

На главную


Старшиной нашей роты был сверхсрочнослужащий Перепич (имени и отчества, к сожалению, не помню). В дела личного состава он вроде не вмешивался, целиком и полностью доверял нашим сержантам, но из виду, наверняка, ничего не упускал. Иногда он приходил на подъем, иногда оставался на отбой. Конечно же, хозяйственные дела организовывал так, что в роте был всегда, на мой взгляд, полный порядок. Человек он был внешне спокойным, говорил медленно, но очень ясно и четко, с особым "скабарским" акцентом. Всё то, что он делал, делал без суеты. В подразделении в его присутствие чувствовались особая тишина и деловое спокойствие. Но при первом же появлении в роте старших командиров очень уверенно подавал команду: "Рота смирно!" и докладывал: "Товарищ капитан (лейтенант, подполковник)! Рота занимается по распорядку дня".
В караул мы ходили через два дня на третий, поскольку, кроме нашей роты, было еще две стрелковых роты. Сначала я ходил на "внутренние" посты, например, охранять кассу в штабе строителей или других каких-то важных помещений.
Однажды, когда я был на посту по охране кассы в ночное время, на смену меня очередным караульным, прибыл не мой разводящий и не начальник караула. А вместе с ним и с очередным караульным (моим земляком) подполковник Кононов А.А. - замкомбата по политработе.
"Разводящий" очень четко подает команду: "Часовой, смирно!" и тут же - вторую команду: "Рядовой Я-в! На пост шаго-м-м м-м-марш!". Земляк мой уверенно и строевым шагом идет ко мне, готовый принять пост. Я подаю команду: "Стой! Кругом марш!". Земляк остановливается. Но "разводящий" тут же вновь уверенно подает команду: "Рядовой Я-в! На пост шагом марш!". Я-в делает шаг, но с моей стороны уже другая команда: "Стой! Стрелять буду!" и снимаю с плеча карабин. Я-в останавливается. Секунда паузы, и я поясняю: "Разводящий не мой, пост сдавать не буду!" Разводящий" подает команду: "Рядовой Я-в! Отставить!" и выводит его обратно вместе с Александром Алексеевичем Кононовым из здания штаба. Попытки продолжить выяснение ситуации ни со стороны "разводящего" Барышникова, ни со стороны Кононова А.А не было.
До сих пор не знаю, должен ли я был делать последнее пояснение? Казалось бы, нет. Ведь я вступил в разговор с "посторонними лицами"! А почему мне пришла такая мысль - пояснять, объяснить до сих пор не могу. Всё так молниеносно развивалось, а подумать времени не было.
Я понимаю, подполковник Кононов проверял караул. "Разводящий" сержант Барышников был из нашего же караула. Он тоже был настоящим разводящим, но не для меня, следовательно, и не для рядового Я-ва, который должен был меня заменить. Но я поступил так.
Примерно через полчаса мой разводящий привел Я-ва уже без Александра Алексеевича, и я спокойно мог сдать пост. Потом никаких разговоров со мной на эту тему не было. Но я получил благодарность. За что - формулировку не помню.
Уважаемый читатель! Прошу понять меня правильно, не хочу я подчеркивать свою "заслугу", так подробно описывая эту банальную "картину". Хочу лишь сказать о том, как сегодняшние мальчишки становятся солдатами!
А военная наука и практика, наша Русская, она такова! И кнут там есть, и пряник малюсенький тоже присутствует. Трудно объяснить, что за "пряник"... Духовный что ли?.. Но точно знаю, что не Церковный!
Прошу простить меня, татарина, не мусульманина, хотя мой дед Гилемхан был настоящим мусульманином и имел двух жен. (Я - отросток от его молодой жены). Но я и не христианин. Но верящий в то, что есть Бог, который независимо от нашего сознания управляет нами - людьми независимо от их происхождения.
Я пишу о своем поколении (включая взрослых), в среде которого находился я сам, воспитывался, утверждался и рос с помощью старших. Терпеливых, любящих нас, считающих себя в ответе за нас!

*****
В том 1962 году привезли к нам еще один взвод из Пензенской области в составе 40 человек. Так что во вновь образованный батальон в том году влилось в общей сложности 200 человек из числа новобранцев. Как сложилась дальнейшая судьба наших ребят, с которыми мы начинали службу в батальоне? Могу написать только о некоторых.
С нами призвался Мордвинцев Геннадий Васильевич. Должно быть, он 1938 года рождения. Призвался он из поселка Кандры Туймазинского района Башкортстана. После окончания средней школы, поступив на исторический факультет Башкирского государственного педагогического института им. Тимирязева, окончил историко-филологический факультет Башкирского государственного университета им. 40-летия Октября. Получил квалификацию учителя истории, русского языка и литературы. (В годы его учебы педагогический институт в 1957 году преобразовали в классический университет). Год с лишним поработав в родном поселке учителем истории и директором вечерней школы, Геннадий вместе с нами пополнил число солдат нашего батальона.
После карантина его сразу назначили секретарем комитета ВЛКСМ войсковой части 52328, и он служил под непосредственным руководством подполковника Кононова А.А. А "обитал" он, мне кажется, в хозяйственном взводе (отделении), который размещался в первой роте - в роте Мочалова.
Геннадию Васильевичу пришлось служить все 3 года. Ведь тогда, к сожалению, не было такого положения, как в последствии, - служить имеющим высшее образование всего один год.
Командование батальона очень уважительно относилось к этой талантливой личности. А мы, солдаты, а также сержанты - тем более!
После "дембеля" в 1965 году, Геннадий Васильевич Мордвинцев, поработав около года в родных местах, поступил в аспирантуру исторического факультета Московского университета им. М.В.Ломоносова. Окончив аспирантуру успешно, он вернулся в свой же Башкирский университет, где долгие годы преподавал историю КПСС, занимался научными трудами.
В настоящее время Геннадий является профессором Восточной экономико-юридической академии, проживает в г. Уфе, продолжает научно-педагогическую деятельность.
Говоря о Геннадии, нельзя не упомянуть об одной его инициативе, которую он проявил в период нашей совместной службы.
Среди нас, солдат, были ребята, не имеющие восьмилетнего образования. (Тогда восьмилетнее образование для молодежи было обязательным - установка Никиты Сергеевича Хрущева!) Так вот перед началом нового учебного года Геннадий выходит с инициативой открыть при батальоне 8-й класс вечерней средней школы рабочей молодежи N 177, существовавшей в военном городке. Его идею поддерживают директор той школы Лидия Александровна Родионова и командование батальона.
Класс, действительно, был создан. Не помню, сколько было учеников, ну, порядка 15 человек из всех подразделений. Занятия проходили в 1-й роте, в Ленинской комнате, после ужина. Количество уроков было 4-5 в зависимости от обстановки. Русский язык, литературу и историю он вел сам, на математику он пригласил меня. Физику и химию проводили учителя из той вечерней школы, биологию - молодой врач батальона лейтенант Козлов. Математику (для начала как алгебру, так и геометрию), как сказал уже выше, вел я. Ребята-вечерники хоть и с трудом, но чрез месяц-два всё же втянулись. Со временем преподавание геометрии я передал солдату Родомахе, окончившему Красноярский педагогический институт по специальности математика, а преподавание алгебры - чуть позднее, ближе к весне, другому солдату, также имеющему высшее математическое педагогическое образование. К сожалению, фамилию его не помню.
Знаю, что ребята наши успешно завершили своё образование, письменные экзамены по русскому языку и алгебре написали вместе с вечерниками 177-й школы рабочей молодежи. А устные экзамены принимались в батальоне - выездной экзаменационной комиссией. Все, кто дошел до конца, а до конца дошли почти что все, кто начинал, получили свидетельства о восьмилетнем образовании.
Вместе с нами также был призван Ильдус Сафин. Дружеских отношений в карантине у нас с ним не было. (Подружились с ним мы намного позднее). После карантина мы попали в разные роты (он оказался в 3-й роте, в роте капитана Петрова).
У Ильдуса, как в то время у многих и других, образование было в объеме 8 классов. Потом он прошел учебную роту, прослужил сержантом. В 1965 году, отслужив положенные три года, пошел на сверхсрочную службу во вновь образованный 3 "В" отдел. Со временем служил в 8-м отделении штаба в должности техника по эксплуатационно-технической документации (ЭТД).
За первые же годы сверхсрочной службы пошел учиться в вечернюю среднюю школу N 177 и получил среднее общее образование.
В одно время 12 Главное управление Минобороны на базе учебного центра (подразделения), расположенного на Семипалатинском полигоне, проводило переобучение на годичных курсах сверхсрочнослужащих. В кого? В младших лейтенантов! Ильдус как один из подающих надежды сверхсрочнослужащих командованием соединения направляется на эти курсы. По окончании их Ильдус сдает экзамены экстерном за полный курс Хабаровского среднего военно-командного училища и возвращается в часть уже не младшим лейтенантом, а лейтенантом!
У Ильдуса начинается новая жизнь - офицерская. Пройдя поэтапно должности командира взвода, затем командира роты, приходит он в отдел кадров соединения помощником начальника отдела.
В 1985 году Ильдус успешно защищает диплом на экономическом факультете Великолукского сельскохозяйственного института, освоив шестигодичную программу заочного отделения за пять лет. Председатель Государственной экзаменационной комиссии из Академии им. Тимирязева (Москва) приглашает его к себе в аспирантуру. Но отсутствие третьей половины суток Ильдусу не позволяет дальше продолжить образование.
Военную карьеру подполковник Сафин Ильдус Юмагалиевич завершает в должности начальника отдела кадров войсковой части 42644.
В настоящее время Ильдус проживает вместе с женой Галиной Викторовной, проработавшей много лет в военном госпитале заведующей аптекой, - в городе Великие Луки.
Ильдус и сейчас на "боевом посту": ведет активную работу в ветеранском движении.
Недавно я разыскал Ильдуса с помощью этого сайта и лиц, поддерживающих отношения с семьей Сафиных, тех, кто помнит меня и мою семью.
Низкий поклон людям, которые создали нам условия, чтобы найти друг друга, радоваться общению, вспомнить нашу молодость и совместную службу!
Список этот, наверняка, можно было бы продолжить. Думаю, что имеются ребята, которые впоследствии достигли таких же или более значительных результатов.
А вдруг они когда-нибудь-то объявятся сами!
Или объявятся их дети, внуки!
Хотелось бы верить, что такое рано или поздно случится!

Р. Гилемханов



Hosted by uCoz